Закрыть
ыы
новости и статьи
/ Статьи/Мраморная мыловарня

Мраморная мыловарня

Как крепостной мужик придумал самое изысканное мыло дореволюционной России

Ярославский мужик Алексей Жуков покорил в XIX веке Петербург, Россию и окрестности своим удивительным мраморным мылом. Им мылись цари и солдаты. А дело, начатое Жуковым, живет до сих пор, — только символ сменился с жука на аиста.

 

Завод № 1
Алексей Жуков, как говорится, сам себя сделал. Выкупился в 1840-м из крепостных. Получив свободу, он отправился из родной Ярославской губернии в Петербург. Едва добравшись до столицы, он открыл небольшую лавку на Боровой улице (нынешний дом 86) и стал торговать там свечами. Дела у начинающего предпринимателя шли в гору. Уже в 1845-м Жуков зарегистрировал торговый дом. Вскоре подросли сыновья-наследники Александр и Григорий, а за ними и внук Алексей. «Жуковская империя» расширялась. К концу XIX века семья владела не только свечным производством, но и маслобойным, стеариновым, нефтеперегонным. А петербуржцы, да и не только, знали главным образом неповторимое жуковское мраморное мыло. Еще в 1865-м Алексей зарегистрировал «Мыловаренный завод номер 1». В первое время мыло Жуков варил практически собственноручно в сарае купчихи Кошбиной, который он арендовал на Лиговском проспекте. Вскоре, однако, участок был им выкуплен. Впоследствии на этой территории были возведены кирпичные цеха и лаборатория, которые по сей день охраняются государством как памятники промышленной архитектуры.

 

Ювелирная работа
Как раз на этом заводе появилась сенсация своего времени — мраморное мыло — бежевое с голубыми прожилками. — При варке мыла и его отстаивании образуются две фракции —жидкая (клеевое мыло) и твердая (ядровое мыло). В производство обычно идет твердая, — объясняет начальник научно-исследовательской лаборатории ЗАО «Аист» Наталья Игнатьева. — Жуков же стал их смешивать, добиваясь мраморной структуры. Но главное — и это было его ноу-хау — он догадался подкрашивать жидкую часть голубым цветом с помощью ультрамаринового красителя. Все делалось вручную, и это было «ювелирное» производство. Мыло выпускалось огромными глыбами — около двух тонн каждая. Затем ее штамповали на механических прессах на небольшие кусочки. Покупателям их отпускали в тройной обертке — сначала упаковывали в белую бумагу, потом в фольгу, затем в голубую бумагу. Мраморное обладало еще и сильным приятным запахом. В музее завода «Аист» хранится несколько кусков мраморного мыла.

— Мы проводили эксперимент. Если это мыло намочить, оно, как и в день выпуска, будет мылиться, и им можно спокойно мыть руки, — рассказала Наталья.

 

Менделеев руку приложил
— Очень многое для развития предприятия сделал внук основоположника династии Алексея Жукова — тоже Алексей. Он был не просто делец, а капиталист-ученый. Например, он сам изобрел так называемый аппарат Жукова — сосуд для измерения температуры застывания жирных кислот. Это приспособление до сих пор используется в промышленности и утверждено ГОСТом. Алексей Жуков-младший дружил с Дмитрием Менделеевым. Тот не раз приходил и в лабораторию при заводе. Но вопреки легендам тут не работал. Зато известно, что лаборантом тут служил Сергей Лебедев, который в 1927 году изобрел синтетический каучук. Изучая записи журналов лаборатории, можно узнать нюансы мыловаренного дела. Есть и забавные записи. Например, химики зачем-то исследовали жир обезьяны. Но вряд ли приматов собирались пустить на мыло. Бытует заблуждение, что его варили из чего попало — трупов падших животных и золы. Так было разве что в ранние века, да в самые тяжелые годы — после революции, например. — Судя по записям журналов, в качестве сырья использовали в основном пальмоядровый, кокосовый, хлопковый жир, а также говяжий и свиной.

 

Зачем бросать порошок с башни
На нижегородской выставке 1896 года завод Жукова завоевал право ставить на своей продукции клеймо: двуглавого орла — наивысший знак качества того времени. Мыло поставлялось к императорскому двору. Его же закупали в российскую армию. В начале XX века представительства заводы были уже во многих городах, в том числе в Прибалтике. В 1914 году Жуковы выпускали 17 тысяч пудов (это почти 280 тысяч килограммов) мыла. Еще немного — и они стали бы монополистами в России. Но грянула революция. Все производства национализировали. Мыловаренный завод на Лиговском проспекте стал комбинатом. Вскоре ему присвоили имя Льва Карпова — революционера и организатора химической отрасли РСФСР. Во время блокады, оставшиеся на предприятии трудящиеся, в большинстве переведенные на казарменное положение, ни на один день не прекращали работу даже во время бомбежек и обстрелов, так как знали: их продукция нужна фронту. Основным ингредиентом для изготовления мыла в эти дни стала глина. При нужной обработке она тоже становилась моющим средством. С сентября 1942-го на заводе начали выпускать еще и бутылки с зажигательной смесью. В 1943-м было принято решение о его консервации. Но уже в апреле 1944-го для ленинградских госпиталей стали делать стиральный мыльный порошок. После войны технологии активно развивались. В 1963 году на комбинате имени Карпова было запущено производство стиральных порошков башенным методом, когда все компоненты, входящие в сложный рецептурный состав, под высоким давлением распыляются в башне высотой более 25 метров. В результате этого процесса получаются воздушные однородные гранулы, которые более эффективно справляются со своей основной задачей — отстирыванием загрязнений. То есть одна гранула порошка вбирает в себя все компоненты из его рецептуры. И это существенное преимущество порошков «Аист» по сравнению с порошками, изготовленными методом смешения. В наши дни в России лишь несколько предприятий используют башенный метод производства стиральных порошков, и «Аист» — в их числе.

В период перестройки, в 1992 году, предприятие было акционировано. Собственником его стал трудовой коллектив. Тогда же оно получило нынешнее название-бренд «Аист».

 

Петербургский «Аист»
Компания «Аист» остается одним из известнейших производителей бытовой химии в России. Ее продукция занимает лидирующие позиции не только на петербургском рынке, но и на рынке бытовой химии всей страны. Продукция «Аист» известна также покупателям стран ближнего и дальнего зарубежья. По качеству она не уступает зарубежным аналогам. Мыло, порошки, чистящие средства разрабатываются с учетом современных покупательских потребностей, а также стандартов натуральности и эконаправленности. На предприятии работает аккредитованная научно-исследовательская лаборатория, внедряются новые технологии в соответствии с мировыми тенденциями в области производства бытовой химии. И при этом продукцию «Аиста» отличает истинно петербургская «деликатность» — в отличие от западных образцов отдушки гораздо мягче, не такие навязчивые. Они делаются с расчетом на детей и аллергиков и потому не вызывают болезненных реакций. «Аист» первым из отечественных производителей начал выпускать бесфосфатные порошки, заботясь о здоровье людей и планеты. При этом цена на продукцию «Аиста» всегда ниже ее зарубежных аналогов. Это неоспоримое преимущество и реальный пример успешного импортозамещения. В сложившейся в последнее время обстановке петербургский «Аист» — именно то предприятие, которое развивает отечественные технологии, экономику без оглядки на иностранных владельцев или акционеров. От этого выигрывают все — и сама компания, способная предложить уникальные продукты, и покупатели, получающие качественную и недорогую бытовую химию, и город, имеющий такое стабильное и надежное производство с богатой историей.

 

© Елена ОЖЕГОВА, популярный исторический журнал «Ваш тайный советник». 
Наверх